ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?
Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.
Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?
Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.
В Пятигорском государственном университете прошла Всероссийская конференция «Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе (в контексте государственно-конфессионального взаимодействия)»
заседание Научно-методического совета «Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника»
![]() |
25 ноября 2019 года
25 ноября 2019 г. состоялось торжественное мероприятие — заседание Научно-методического совета «Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафного музея-заповедника», посвященное 25-летнему юбилею включения церкви Вознесения господня в Коломенском в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
|
Прошел Всероссийский методический семинар «Нормативно-правовое регулирование в сфере теологического (религиозного) образования: проблемы и перспективы развития»
Митрополит Иларион принял участие в круглом столе «Теология в системе образования: путь к формированию личности»
В Совете Федерации обсудили актуальные вопросы развития религиозного образования в России
![]() |
28 июля 2019 года
12 июля 2019 г. состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации. |
Сотрудники кафедры приняли участие в совещании в Казани
Сотрудники кафедры посетили Саранскую духовную семинарию
Модели и практики святости обсудили на международной конференции
Первый выпуск Воскресной физико-математической школы состоялся в домов храме МИФИ
10 лет служения Церкви: выпускники Академии 2009 года совершили богослужения в Покровском храме МДА
![]() |
13 июня 2019 года
Заместитель заведующего кафедрой Теологии НИЯУ МИФИ иеромонах Родион (Ларионов) принял участие в праздновании годовщины окончания Московской духовной академии. |
Состоялся кандидатский диссовет ОЦАД
Сотрудники кафедры теологии приняли участие в работе II международного теологического симпозиума
Сотрудники кафедры приняли участие в I Научно-методической сессии НОТА
Учебные курсы
![]() |
4 февраля 2019 года
Кафедра теологии НИЯУ МИФИ предлагает 10 базовых факультативных учебных курсов. «История христианской мысли», «Памятники христианской мысли», «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ», «Новейшая история религий России», «Актуальные направления гуманитарных наук», «История христианского искусства», «Русский язык» (Академическое письмо), «История российской науки», «Социальная история советской физики», «Исследовательская парадигма в социальных науках». Курс «История христианской мысли», носящий общегуманитарный и познавательный характер, создан заведующим кафедры – профессором, митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Цель курса – дать представление о христианстве, как явлении, носящем цивилизационный характер, лежащем в основе европейской и иных культур, и продолжающем до сих пор влиять на динамику мировых процессов. В цикл лекций включён аудио-визуальный материал, позволяющий студентам наглядно, глазами автора, увидеть места, связанные с возникновением христианства, эпохой мученичества, расцветом ранне-христианской мысли, проникновением и утверждением христианства на Руси, историей Византии, расколом на Восточную и Западные церкви и др. Курс «Научная мысль в общекультурном контексте» ставит своей целью формирование представлений об универсальных, базовых научных понятиях (логос, материя, личность, вера, герменевтика, энергия, форма, закон, интерпретация, доказательство, число, множество и т.д.) в контексте становления культуры и ориентирован на выработку у студентов навыков аналитического научного мышления и гуманитарной экспертизы. При этом сообщаются основные сведения, касающиеся истории европейской научной, философской и богословской мысли в их взаимосвязи. Задачи изучения данной дисциплины включают ознакомление слушателей с целым рядом теорий, концепций и направлений (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, Г.Лейбниц, В.Гейзенберг, Н.Бор, Э.Шредингер, Э.Мах, А.Пуанкаре, Б.Мандельброт, В.Паули, А.Эйнштейн, Р.Пенроуз, С.Хокинг). Автор курса – заместитель заведующего кафедрой иеромонах Родион (Ларионов).
Важность преподавания данной дисциплины обусловлена необходимостью всестороннего развития личности студента, осознания им органического единства естественнонаучных, технических, гуманитарных и общественнонаучных знаний, являющихся научной основой общественного развития, сферой деятельности будущего специалиста. Кроме того, формирование культуры мышления, гражданской ответственности, а также приобщение к этике ученого-исследователя и общепринятым духовным ценностям общества помогает студенту более ответственно относиться к своей деятельности не только в научной, но и в общественной сфере жизни. Развитие навыков критико-аналитического мышления, овладение базовым философским научным аппаратом, раскрытие связей естественных и гуманитарных наук в историческом контексте позволяет студенту применять для решения задач широкий спектр методов как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. Старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов предлагает спецкурс "Новейшая история религий России", адресованный студентам негуманитарных специальностей, призванный познакомить их с основными тенденциями в развитии религиозных традиций. Цель дисциплины – восполнить базовые знания, полученные в средних учебных заведениях, сконцентрировав при этом внимание на истории традиционных религий России, на государственной политике в отношении религиозных объединений, поставив эти знания в контекст общей истории нашей страны. Задача дисциплины – дать представление об основных этапах государственно-конфессиональных отношений в истории нашей страны, показать особенности государственной политики в отношении религиозных объединений в имперский и советский периоды, дать представление о формах адаптации религиозных объединений к этой политике и о их внутреннем развитии. В рамках спецкурса "Актуальные направления современной гуманитаристики" старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви ИВИ РАН Н.А. Белякова знакомит с основными трендами интеллектуальных поисков. Задача курса – показать динамику развития современной науки, и, прежде всего, ее гуманитарной составляющей. Слушатели узнают об истории развития и дифференциации гуманитарных наук, о понятии «прогресс» и его отражении в литературе и кино XX века, о том, как достижения научного прогресса становятся доступными «простым» людям; об истории изучения атомного проекта в России и США; об этических проблемах в науке. В преподавании курса принимают участие ведущие зарубежные профессора: Грегори Фриз, Томас Бремер, Клаус Бухенау, Кристина Штекль, Кристина Анте.
Введение в курс затрагивает вопросы разных видов идентичности как проявлений человека социокультурного, а также общего деления методов на количественные и качественные. Несколько занятий посвящены вопросам гендерной и семейной идентичности и их проявлений (ценности, роли, практики) в повседневности: на примере античности и средневековья (подход Школы анналов и исторической антропологии), пути от традиционного общества (дворянская культура пушкинской эпохи и работы Ю.М. Лотмана) к модерну (новые источники о человеке и его идентичности), революционных изменений начала XX века (семейная история, личные документы), «советского проекта» (устная история, биографический метод, визуальная антропология, изучение памяти – индивидуальной и коллективной), сопоставления второй половины XX столетия в СССР и западном мире (жизненные траектории и семейный цикл, источники массовой культуры). Этническая и национальная идентичность обсуждается в контексте понятий нации, диаспоры, миграций (на примере количественных и качественных исследований, включенных наблюдений и изучения случаев). В задачу курса входит обсуждение и выполнение небольших исследований по любой из тем в формате эссе, анкетирования, устной истории. |