ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

b_300х_300х_16777215_00_images_2016__0_19.jpg

О взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного знания и образования, особенностях и ответственности преподавания гуманитарных предметов студентам-физикам рассказывает профессор кафедры Теологии НИЯУ МИФИ Ольга Бреская, кандидат социологических наук, координатор научных исследований в Европейском гуманитарном университете (Литва).

Зачем студентам-физикам изучать гуманитарные дисциплины?

Вы поднимаете вопрос взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного знания и образования, поиском ответов на который занимались как известные физики, так и гуманитарии. Мы находимся в таком моменте истории, когда ваш вопрос «зачем» звучит актуально, поскольку разделение этих двух областей знания для нас естественно. Однако если мы обратимся к более ранним периодам истории науки (до XVII века), то нас может удивить противоположная ситуация: почему физика, астрономия, физиология являлись разделами «натуральной философии», язык и категории мышления которой были так близки тому, что мы сегодня называем гуманитарным знанием.

Именно проблеме разрыва и противопоставления «научного» (scientific) и гуманитарного (humanities) знания в XX веке посвятила свои размышления Ханна Арендт в своей книге «Между прошлым и будущим», опубликованной в 60-е годы. Исследовательница в области политической теории в эссе «Покорение космоса и статус человека» пишет: «похоже, что для понимания физической реальности требуется не просто отречься от антропоцентрической или геоцентрической картины мира, но и коренным образом устранить все антропоморфные принципы и начала, вытекают ли они из того, что сообщают о мире пять органов чувств, или из внутренних категорий человеческого ума...Триумфом современной науки стало то, что она сумела полностью освободиться от всех подобных антропоцентрических (т.е. подлинно гуманистических) забот».

На примере анализа атомной революции, процесса покорения космоса и многих физических открытий XX века Ханна Арендт прослеживает взаимосвязь или потерю этой связи между «освобожденным» естественно-научным знанием и его гуманистическим измерением. Арендт подчеркивает, что идеалы ученых физиков о неделимости материи и ограниченности вселенной были утрачены, а вместе с ними и уверенность в том, что физический мир доступен человеческим чувствам или созданным человеком «хитроумным» измерительным приборам. И как только человек оказывается в космосе или направляет свое внимание внутрь атома, он обнаруживает расширяющийся и неограниченный миры, которые не переводятся на язык мироощущений человека и существовавших ранее категорий здравого смысла. При этом сами изобретения и открытия в области естественных наук могут быть с легкостью направлены против человечества и Земли в случае, если ученый или политики, использующие изобретения ученых, не задумываются о гуманистических последствиях своих действий.

Какой выход из этой ситуации? Такой вопрос формулирует Ханна Арендт, и сама же отвечает призывом к «гуманистическому вниманию к человеку» и его положению в мире. Арендт предвозвещала, что будущее естественно-научного мировоззрения – это возвращение к геоцентрической и антропоморфной картине мира, поскольку «именно Земля, а не вселенная, дом и центр обитания смертных людей», а человек, куда бы он ни путешествовал «сталкивается лишь с самим собой».

Я думаю, что именно такая модель тесной взаимосвязи гуманитарных и естественных наук должна быть использована в качестве нормативной для построения программ обучения в технических вузах. Именно эту образовательную модель мы видим сегодня в ведущих технологических институтах за рубежом. Так, в Массачусетском технологическом институте (США), занявшем 1-е место в рейтинге университетов 2016/17 года, можно найти разнообразные модули и курсы по гуманитарным и социальным наукам, развивающие у студентов навыки творческого и академического письма, внимание к социальным проблемам и гражданской позиции ученого.

В чем особенность преподавания гуманитарных предметов студентам естественно-научных и технических специальностей?

Я могу рассказать об опыте преподавания гуманитарного модуля студентам-физикам в МИФИ и о сложностях, с которыми столкнулись преподаватели-гуманитарии. Мы делились этим опытом с коллегами в прошлом году и отметили для себя несколько существенных затруднений в процессе преподавания. Главным образом сложность заключается в нахождении тех форм и способов обучения, которые максимально создавали бы пространство напряжения и увлеченности студентов предметом. Это непростая задача, поскольку и язык, и терминология, и способы аргументации различны для физиков и, например, историков. Если преподаватель-гуманитарий сам для себя осознает это многообразие и сложности, ему удается найти те формы и фокусы преподавания, которые помогают студентам не бояться терминологии гуманитарных и социальных наук, обнаруживать для себя общие стратегии и методы исследования, заинтересоваться проблемами и найти взаимосвязи между естественно-научным знанием и гуманитаристикой.

Основная сложность – в языке и способе восприятия и передачи материала. Например, на одном из вводных занятий в модуле «Религия в социокультурном измерении» мы со студентами интерпретировали метафоры. Мною был предложен анализ библейской истории о Сне Иакова, в которой говорится о том, что Иаков во сне увидел лестницу, соединяющую небо и землю, по которой спускались и поднимались ангелы. Аудитории был поставлен вопрос: может ли эта история быть метафорой к определению культуры и религии, их функций, почему «крылатые ангелы» последовательно передвигаются вверх и вниз, а не «перелетают» это пространство. Идея преемственности и последовательности культурного развития была заложена в этом сравнении. Через 10 секунд в аудитории поднялась рука и прозвучал четкий ответ: «перелет возможен только в однородном пространстве; в разнородных пространствах возможно только перемещение». Не могу с точностью утверждать, что этот ответ аксиоматичен для естественных наук, но способ интерпретации этой истории студентом-физиком с точностью свидетельствует о языковых различиях гуманитариев и физиков и возможностях нахождения общих смысловых пространств. 

Был ли у Вас опыт преподавания студентам-негуманитариям помимо МИФИ?

Опыт МИФИ для меня первый, однако до этого несколько лет я занималась разработкой инновационных образовательных программ, связанных с обучением студентов-гуманитариев особым компетенциям работы с текстами разных жанров. Это были в том числе и тексты, посвященные проблемам естественно-научного знания.  Я также участвовала в проекте «Classroom research» в Центрально-Европейском Университете, что позволило мне понять суть экспериментального обучения и важности постоянного анализа процесса обучения и преподавания, наблюдения за развитием навыков студентов и поддержки их в этом развитии. Преподавание гуманитарного модуля для студентов-физиков в новом формате – это экспериментальная площадка в МИФИ, которая требует главным образом от преподавателей видения сложностей в процессе обучения и готовности на следующем занятии учитывать положительный опыт и затруднения на предыдущих занятиях.

Какие задачи вы ставите перед собой, читая лекции студентам-физикам?

Мне видится важным обозначить проблемы гуманитарных и социальных наук, которые позволят студентам по-новому посмотреть на задачи естественно-научного знания. Как студентам не только разобраться в различиях между методами исследования, например, в социологии и физике, но и найти нечто общее в предмете и способе его изучения, не случайно же социология первоначально была определена как социальная физика. Это происходит через выбор тем занятий, форм работы (преимущественно с вовлечением студентов в дискуссии и анализ материала на занятиях, возможностью повторить ход исследования вместе с преподавателем и др.). Акценты, которые расставляются преподавателем на занятиях, безусловно отличаются для студента-гуманитария и студента-физика. Мы обсуждали этот вопрос с преподавателями гуманитарного блока, когда подробно рассматривали случаи «неудачных» лекций.

Результаты мини-исследования, которое мы проводили на кафедре «Теологии» в ходе обучения студентов в гуманитарном блоке, показывают, что для студента-физика недостаточно теоретизирования по предложенной теме занятия. Студент МИФИ ищет за что «зацепить» взгляд, его интересуют схемы, таблицы, значения, формулы, регрессии, образы, знакомые формы подачи материала и др. Если он обнаруживает пересекающиеся с естественными науками способы изучения предмета, то чаще всего студент отмечает и важность изучаемой темы для себя и проявляет к ней интерес. Поддержание интереса к актуальным проблемам социального и гуманитарного знания, понимание ценностных аспектов изучаемых процессов, разрушение барьеров восприятия, знакомство с языком и способами социальных исследований ─ это основная задача преподавателей экспериментального модуля.

Как вы думаете, кто и почему выбирает гуманитарные курсы? 

На лекции приходят очень разные студенты. Результаты подготовки письменных работ и участия в дискуссиях на занятиях показывают, что студенты интересуются искусством, современной и классической литературой, историей, они неравнодушны к вызовам современной социально-политической ситуации в мире, их интересуют проблемы взаимодействия человека и технологий. Уровень подготовки письменных работ студентами МИФИ высокий: студенты очень грамотно излагают свои мысли в эссе, могут творчески подойти к анализу тем и поставить интересные вопросы к текстам. Эти студенты приходят с определенной долей настороженности к гуманитарным темам. Я думаю, что они задаются вопросом: что нового я могу узнать? Этот вопрос для них и скептический, и в то же время оставляющий возможность открытий в области гуманитарных и социальных наук.

Студенты, которые выбирают курсы гуманитарных модулей, скорее всего, ищут для себя ответы на «нетехнологические вопросы». То, что они находят в курсах, это ─ не только содержательные аспекты занятий и рассматриваемых тем, но и понимание близости процессов научного исследования в гуманитарном и естественно-научном знании, внимание и интерес к процессу и методам познания, преодоление собственного барьера в представлениях о сугубо абстрактном характере гуманитарного знания. Это любопытные и открытые к знанию студенты.

Как «зацепить» и заинтересовать студента-физика на гуманитарных занятиях?

Поскольку студенты самостоятельно выбирают эти занятия, их можно «зацепить» в том случае, если они обнаруживают связь между тем, о чем идет речь на лекции и изучаемыми предметами в области естественных наук. Это может быть, также совершенно новая для них тема, которая ранее не была актуальной для молодого человека, но благодаря знакомству с ней через преподавателя-исследователя, становится для них интересной и значимой.

В некоторых случаях «зацепить» удается не благодаря интересу, а из-за несогласия с позицией преподавателя-гуманитария. Это происходит тогда, когда темы занятий провоцируют неожиданные обсуждения, которые в какой-то момент «тормозят» их запланированный ход. Приведу еще один пример: на занятии по теме социальности в сообществах произошла фактическая остановка интерактивной лекции в ее середине. Первоначально я не могла для себя понять причины «сопротивления» студентов, но после занятия этому было найдено объяснение. Ко мне подошел студент и пояснил, что проблема социальности будет в ближайшем будущем неактуальна, поскольку новое поколение роботов заменит человека не только в тех ситуациях, где требуется запрограммированное действие, но и в человеческих отношениях: дружбе, общении, привязанности. Это произойдет по той причине, что новое поколение роботов будет непредсказуемым и способным на иррациональные поступки. После этого разговора причина несогласия студентов с темой занятия была для меня прояснена. Для преподавателя такая реакция студентов помогает понять смысловые пространства, в которых социолог и физик могут по-разному смотреть на социальные процессы и одновременно при этом обнаруживать новый для своей дисциплины взгляд на тему. Через такие моменты происходит обнаружение тем для последующих занятий, интересующих студентов-физиков.

Какие направления должны быть в модуле гуманитарных дисциплин для физиков? Какие гуманитарные курсы должны читаться физикам? 

Я думаю, что курсы могут быть разнообразными, но в первую очередь это должны быть занятия, на которых студенты знакомились бы с теми областями гуманитарного и социального знания, которые помогали бы им обнаружить то, что Ханна Арендт назвала возвратом к «гуманистическому вниманию к человеку». Это могут быть предметы, связанные с изучением литературы, музыки, истории, искусства, религии и науки, культуры, социально-политических вопросов. Основной целью преподавания должна оставаться значимость обнаружения необходимости взаимодействия и трагичности разрыва двух областей познания: естественно-научного и гуманитарного. 

Беседовала Мария Виноградова