ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

b_300х_300х_16777215_00_images_2016_march_chakovskay.jpgЛидия Сергеевна Чаковская – журналист, искусствовед, старший научный сотрудник Отделения культурологии и кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

 

 

Родилась 17 июля 1974 года в городе Москве. Закончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Из-за стремления получить богословское образование поступила на отделение церковной журналистики, затем параллельно заканчивала искусствоведческое отделение, что отражено во вкладыше в диплом. В университете начала заниматься еврейским искусством. Диплом был посвящен журналу “Еврейская старина”.

В 1996-1997 году закончила Оксфордский Университет (Великобритания) со степенью магистра иудаики. Диссертация под руководством профессора Мартина Гудмана была посвящена синагоге Бет-Альфа, которой так или иначе я занимаюсь до сих пор (“Jewish art in the making. The synagogue of Beth-Alpha on the crossroad of Jewish and Christian influences”).

В 1998 году поступила в аспирантуру кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ к профессору М.И. Свидерской. В 2001 защитила диссертацию «Синагогальное искусство византийской Палестины III-VI вв. н.э. как исторический и культурный феномен».

С 2002 г. - старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, Сектор классического искусства Запада.

С 2006 г. – преподаватель Отделения культурологии и кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 2011 г. – старший преподаватель (совместитель) той же кафедры.

В 2003 г. получила премию Министерства культуры РФ «Молодым ученым за научные исследования в области культуры и искусства» и премию Государственного Института искусствознания за лучшую публикацию среди молодых ученых от 2003 года.

В 2012 году была награждена Премией имени А.Комеча за книгу “Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III – VI в. н.э.» в Государственном институте искусствознания.

Публикации:

Орнамент в позднеантичных синагогальных мозаиках Святой Земли // Тезисы конференции “Путем орнамента”, Москва, Музей им.А.Рублева, 2013.

Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III-VI вв. н.э. М., Индрик, 2011.

Проект “Палимпсест” архитектурного бюро Рождественка. Архмосква 2007. // Ситуация современности. Сб. статей под ред. И.Духана и К.Милле.

Речь Патриота или О гравюрах Хогарта. // А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин.

Культурология: учебное пособие. М., ИД “Форум”. 2010. Сс.407-414.

М.И. Свидерская – историк культуры. // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сборник статей в честь 70-летия доктора искусствоведения, профессора М.И. Свидерской. Под ред. Л.Чаковской. М., 2010.

Collecting Judaica in modern Russia: research problems and practical difficulties // Proceedings of the First International Judaica Congress in Kazimiech, 2010.

“Церковный быт эпохи гонений. К вопросу о создании церковного музея” // Материалы пятой Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского» «Почитание новомучеников ХХ столетия и восстановление национального исторического самосознания», 2009.

«Еврейское искусство». Статья для Энциклопедии мировых религий. М., 2008.

Мозаики синагоги Бет-Альфа: синагогальное искусство Палестины на перекрестке языческих и христианских влияний // Сборник трудов Отдела классического искусства Запада, посвященный 85-летию Е.И. Ротенберга. М., 2006.

Михаил Ростовцев и искусство древних христиан и иудеев // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 2006. № 1. С. 22-35.

Чаша для пророка. Кидушные бокалы и винные ритуалы избранного народа // Magnum 3, 2005.

Удивительный мир Галилеи. Культурная ситуация Святой Земли в период поздней античности // Вестник Российского государственного научного фонда за 2004.

«Воплощенная память о Храме»: Рождение синагоги и еврейский изобразительный канон Византийской Палестины IV–VI вв. // Каноны и свобода: проблемы еврейского пластического искусства. М., 2003. С. 101–110, илл.

Эрвин Гуденаф: история научного одиночества // Материалы IX Ежегодной международной конференции по иудаике. Москва, 2002.

Еврейское изобразительное искусство IV–VI веков как историко-культурный феномен // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 2001. № 2. С. 5–82, илл.

Мозаика – рисование веществом. [Интервью с художником Александром Корноуховым] // Religio: восстановленная связь. 2001. № 1. С. 81–86, илл. К реконструкции иконографического канона синагогального искусства Палеcтины VI в. // Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. М., 1998. С. 14–18.