ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

"Научная мысль в общекультурном контексте"

Описание спецкурса

Особый подход ученых и философов к любому предмету – необходимость дать обоснованное, и из-за этого – часто довольно сложное определение этого предмета. В этом отличие научного подхода от житейского и практического. Но если физик стремится дать определения таких понятий как «материальная точка» и т.п., философ с древних времен задает вопрос «что есть бытие? Что значит быть?». Анализ возникновения самых базовых понятий, связанных с нашим миром, позволит выяснить, когда родилась наука и каковы фундаментальные установки, стоящие за ее появлением как феномена. С другой стороны, история науки демонстрирует, что дискуссия относительно подобных понятий и, соответственно, их переосмысление происходили достаточно регулярно. Эти процессы переоценки приводили к смене целых эпох научного развития, которые в рамках философии науки именуют научными программами.

Кроме того, в ХХ столетии наука вплотную подошла к вопросам, которые традиционно относились к компетенции философии, метафизики и теологии: Что есть бытие? Что есть материя? Что такое движение? Откуда всё возникло? Как произошёл человек? Куда движется мир? Что такое сознание? Как возможна свобода в строго детерминированном мире? Что есть познание и знание? Сегодня наука раздроблена на отдельные сферы знания, которые когда-то были неотъемлемыми элементами единой культуры, а позднее принципиально разошлись. Но сегодня синтез научного знания востребован, как никогда раньше. И если наука строит научную картину мира, порождает научное мировоззрение, то естественно возникает вопрос: полна ли эта картина, целостно ли такое мировоззрение? При всех достижениях позитивистской новоевропейской науки оказывается, что все принятые ей на вооружение объективные методы исследования не позволяют включить в научную картину мира личность. При этом очевидно, что феномен личности является объективной реальностью. Возникновение же новой, расширенной картины мира, неизбежно приведет к трансформации самой науки, к появлению новой методологии, к расширению сферы научного познания. Но это будет невозможно сделать, если не понять, какие закономерности лежат в основе развития науки и ее методологии, или точнее сказать, в основе развития научных программ.

Поиску на указанные вопросы и посвящен настоящий спецкурс. В его основу положены ставшие классическими труды П.П. Гайденко – одной из крупнейших отечественных специалистов по истории философии и ее связью с естествознанием. Значительное место уделяется современной проблематике философии науки, включая концепции европейских и американских авторов (Т.Кун, К.Поппер, П.Фейерабенд, Дж.Хорган, Б.Латур).

Курс ставит своей целью формирование представлений об универсальных, базовых научных понятиях (логос, материя, личность, вера, герменевтика, энергия, форма, закон, интерпретация, доказательство, число, множество и т.д.) в контексте становления культуры и ориентирован на выработку у студентов навыков аналитического научного мышления и гуманитарной экспертизы. При этом сообщаются основные сведения, касающиеся истории европейской научной, философской и богословской мысли в их взаимосвязи. Задачи изучения данной дисциплины включают ознакомление слушателей с целым рядом теорий, концепций и направлений (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, Г.Лейбниц, В.Гейзенберг, Н.Бор, Э.Шредингер, Э.Мах, А.Пуанкаре, Б.Мандельброт, В.Паули, А.Эйнштейн, Р.Пенроуз, С.Хокинг).

Автор спецкурса: Алексей Александрович Ларионов (иеромонах Родион) - заместитель заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ.

Программа

Литература