ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Кафедра теологии НИЯУ МИФИ предлагает 10 базовых факультативных учебных курсов.

«История христианской мысли», «Памятники христианской мысли», «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ», «Новейшая история религий России», «Актуальные направления гуманитарных наук», «История христианского искусства»,  «Русский язык» (Академическое письмо), «История российской науки», «Социальная история советской физики», «Исследовательская парадигма в социальных науках».

b_300х_300х_16777215_00_images_content_kursy_m36123dfa.jpgКурс «История христианской мысли», носящий общегуманитарный и познавательный характер, создан заведующим кафедры – профессором, митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Цель курса – дать представление о христианстве, как явлении, носящем цивилизационный характер, лежащем в основе европейской и иных культур, и продолжающем до сих пор влиять на динамику мировых процессов. 

В цикл лекций включён аудио-визуальный материал, позволяющий студентам наглядно, глазами автора, увидеть места, связанные с возникновением христианства, эпохой мученичества, расцветом ранне-христианской мысли, проникновением и утверждением христианства на Руси, историей Византии, расколом на Восточную и Западные церкви и др.  

b_300х_300х_16777215_00_images_content_kursy_m7d2e2032.jpg b_300х_300х_16777215_00_images_content_kursy_m6213478b.jpg

Курс «Научная мысль в общекультурном контексте» ставит своей целью формирование представлений об универсальных, базовых научных понятиях (логос, материя, личность, вера, герменевтика, энергия, форма, закон, интерпретация, доказательство, число, множество и т.д.) в контексте становления культуры и ориентирован на выработку у студентов навыков аналитического научного мышления и гуманитарной экспертизы. При этом сообщаются основные сведения, касающиеся истории европейской научной, философской и богословской мысли в их взаимосвязи. Задачи изучения данной дисциплины включают ознакомление слушателей с целым рядом теорий, концепций и направлений (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, Г.Лейбниц, В.Гейзенберг, Н.Бор, Э.Шредингер, Э.Мах, А.Пуанкаре, Б.Мандельброт, В.Паули, А.Эйнштейн, Р.Пенроуз, С.Хокинг). Автор курса – заместитель заведующего кафедрой иеромонах Родион (Ларионов)

chakovskayaКурс «История христианского искусства» журналиста, искусствоведа, старшего научного сотрудника Отделения культурологии и кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Лидии Сергеевны Чаковской, посвящён общей теории и истории искусства. Многие годы являясь преподавателем МГУ им. М.В. Ломоносова, Л.С. Чаковской был составлен базовый курс, позволяющий за достаточно краткое время, сформировать у студентов представление о художественных идеалах и ценностях, повлиявших на лучшие умы настоящего и прошлого. Курс внеконфессионален, хотя и рассматривает образцы религиозного искусства в контексте общемировой культуры. 

b_300х_300х_16777215_00_images_2016_march_f.V.Shmaliy.jpgКурс «Философия религии» доцента протоиерея Владимира Шмалия знакомит с ключевыми теоретическими положениями и методологическими основаниями философии религии, выявляет роль религии в системе духовной культуры общества. Также лектор предлагает рассмотреть актуальные проблемы религии в современности.

Важность преподавания данной дисциплины обусловлена необходимостью всестороннего развития личности студента, осознания им органического единства естественнонаучных, технических, гуманитарных и общественнонаучных знаний, являющихся научной основой общественного развития, сферой деятельности будущего специалиста. Кроме того, формирование культуры мышления, гражданской ответственности, а также приобщение к этике ученого-исследователя и общепринятым духовным ценностям общества помогает студенту более ответственно относиться к своей деятельности не только в научной, но и в общественной сфере жизни. Развитие навыков критико-аналитического мышления, овладение базовым философским научным аппаратом, раскрытие связей естественных и гуманитарных наук в историческом контексте позволяет студенту применять для решения задач широкий спектр методов как естественнонаучного, так и гуманитарного характера.

Старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов предлагает спецкурс "Новейшая история религий России", адресованный студентам негуманитарных специальностей, призванный познакомить их с основными тенденциями в развитии религиозных традиций.

Цель дисциплины – восполнить базовые знания, полученные в средних учебных заведениях, сконцентрировав при этом внимание на истории традиционных религий России, на государственной политике в отношении религиозных объединений, поставив эти знания в контекст общей истории нашей страны.

Задача дисциплины – дать представление об основных этапах государственно-конфессиональных отношений в истории нашей страны, показать особенности государственной политики в отношении религиозных объединений в имперский и советский периоды, дать представление о формах адаптации религиозных объединений к этой политике и о их внутреннем развитии.

В рамках спецкурса "Актуальные направления современной гуманитаристики" старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви ИВИ РАН Н.А. Белякова знакомит с основными трендами интеллектуальных поисков.

Задача курса – показать динамику развития современной науки, и, прежде всего, ее гуманитарной составляющей. Слушатели узнают об истории развития и дифференциации гуманитарных наук, о понятии «прогресс» и его отражении в литературе и кино XX века, о том, как достижения научного прогресса становятся доступными «простым» людям; об истории изучения атомного проекта в России и США; об этических проблемах в науке. В преподавании курса принимают участие ведущие зарубежные профессора: Грегори Фриз, Томас Бремер, Клаус Бухенау, Кристина Штекль, Кристина Анте.

pletneva22Спецкурс "Академическое письмо" ведется сотрудником Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН А.А. Плетневой. Задача курса - сформировать навыки создания, оформленияи редактирования научных текстов различных жанров. В ходе занятий студенты познакомятся с логикой построения научного текста, его структурными элементами и их организацией. Будут рассмотрены особенности текстов разных жанров (аннотация, статья, реферат, отчет, экспертный отзыв, инструкция и т.д.). Особое внимание будет уделено приемам литературного редактирования, позволяющим не только очистить научный текст от стилистических ошибок, но сделать его более четким, ясным и понятным. Отдельно будут рассмотрены особенности построения научно-популярных статей и выступлений, адресованных не коллегам, владеющим материалом, а широкой аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки.

zolotuhina 1В рамках спецкурса «Исследовательская парадигма в социальных науках» историк, доцент кафедры социологии и социальной антропологии Московского государственного университета дизайна и технологий М.В. Золотухина предлагает ознакомиться как с различными подходами к изучению социальной реальности и гуманитарных проблем, так и с методами исследований.

Введение в курс затрагивает вопросы разных видов идентичности как проявлений человека социокультурного, а также общего деления методов на количественные и качественные. Несколько занятий посвящены вопросам гендерной и семейной идентичности и их проявлений (ценности, роли, практики) в повседневности: на примере античности и средневековья (подход Школы анналов и исторической антропологии), пути от традиционного общества (дворянская культура пушкинской эпохи и работы Ю.М. Лотмана) к модерну (новые источники о человеке и его идентичности), революционных изменений начала XX века (семейная история, личные документы), «советского проекта» (устная история, биографический метод, визуальная антропология, изучение памяти – индивидуальной и коллективной), сопоставления второй половины XX столетия в СССР и западном мире (жизненные траектории и семейный цикл, источники массовой культуры). Этническая и национальная идентичность обсуждается в контексте понятий нации, диаспоры, миграций (на примере количественных и качественных исследований, включенных наблюдений и изучения случаев). В задачу курса входит обсуждение и выполнение небольших исследований по любой из тем в формате эссе, анкетирования, устной истории.