ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?
Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.
Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?
Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.
Учебный процесс
Программа спецкурса «История научной мысли»
Программа спецкурса «История научной мысли»
1. Генезис философии и истоки естественных наук в Античной Греции. Математика как системная дисциплина. Число у пифагорейцев. Открытие несоизмеримости в древнегреческой математике. Апории Зенона и их значение для развития естественнонаучных программ.
2. Естественнонаучная программа атомизма. Атомизм Демокрита с точки зрения развития естественных наук. Субъективные предпосылки научного знания. Софизм. Идеи Сократа как преодоление софизма.
3. Естественнонаучная программа Платона и пифагорейцев. Проблема единого и многого в постановке Платона. Платон и обоснование им математической естественнонаучной программы Античности. Понятие пространства у Платона и онтологический статус геометрических объектов.
4. Естественнонаучная программа Аристотеля. Критика Аристотелем платоновского метода. Проблема опосредования. Категория сущности у Аристотеля. Теория движения у Аристотеля. Решение Аристотелем апорий Зенона. Обоснование Аристотелем физической естественнонаучной программы Античности и ее основные положения. Понятие времени в физике Аристотеля. Время как число движения.
5. Естественнонаучные программы в Средневековье. Попытки модернизации физики Аристотеля в Средневековье. Волюнтативная теология и номинализм. Средневековый теоцентризм vs. антропоцентризм Эпохи Возрождения. Влияние философско-богословской полемики на статус естественнонаучных программ в XIV – XVI вв.
6. Кризис физики Аристотеля. Понятие бесконечности у Николая Кузанского и гелиоцентрическая система Николая Коперника. Критика Коперником физики Аристотеля.
7. Естественнонаучная программа Нового времени (часть I). Идеи Николая Кузанского в концепции Галилео Галилея. Формирование классической естественнонаучной программы. Теория движения Галилея.
8. Естественнонаучная программа Нового времени (часть II). Рационализм Рене Декарта. Картезианская теория движения. Фрэнсис Бэкон и индуктивный метод. Техника как идеал для науки. Обзор атомистических идей в XVII – XVIII вв. и их влияние на развитие естественных наук.
9. Естественнонаучная программа Нового времени (часть III). Абсолютное пространство и истинное движение в концепции Исаака Ньютона. Философско-богословская подоплека ньютоновской теории тяготения. Проблема континуума и специфика научной программы Готфрида Лейбница.
10. Естествознание и высшее образование. Влияние идей Просвещения на развитие естественных наук. Феномен классического университета. Современный массовый университет. Кризис идеи университета в XXI веке.
11. Естественнонаучная программа Новейшего времени. Попытки построения единой картины мира на основе естественнонаучных представлений в XIX веке. Несоответствие выводов классической физики эксперименту. Создание неклассической физики. Концепции пространства и времени в работах Э.Маха и А.Пуанкаре.
12. Проблема «конца науки» в трудах философов и физиков XX века. Нерешенные задачи современной физики. Концепция Б.Латура и научная лаборатория XXI века.