ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Программа спецкурса «История научной мысли»

1. Генезис философии и истоки естественных наук в Античной Греции. Математика как системная дисциплина. Число у пифагорейцев. Открытие несоизмеримости в древнегреческой математике. Апории Зенона и их значение для развития естественнонаучных программ.

2. Естественнонаучная программа атомизма. Атомизм Демокрита с точки зрения развития естественных наук. Субъективные предпосылки научного знания. Софизм. Идеи Сократа как преодоление софизма.

3. Естественнонаучная программа Платона и пифагорейцев. Проблема единого и многого в постановке Платона. Платон и обоснование им математической естественнонаучной программы Античности. Понятие пространства у Платона и онтологический статус геометрических объектов.

4. Естественнонаучная программа Аристотеля. Критика Аристотелем платоновского метода. Проблема опосредования. Категория сущности у Аристотеля. Теория движения у Аристотеля. Решение Аристотелем апорий Зенона. Обоснование Аристотелем физической естественнонаучной программы Античности и ее основные положения. Понятие времени в физике Аристотеля. Время как число движения.

5. Естественнонаучные программы в Средневековье. Попытки модернизации физики Аристотеля в Средневековье. Волюнтативная теология и номинализм. Средневековый теоцентризм vs. антропоцентризм Эпохи Возрождения. Влияние философско-богословской полемики на статус естественнонаучных программ в XIV – XVI вв.

6. Кризис физики Аристотеля. Понятие бесконечности у Николая Кузанского и гелиоцентрическая система Николая Коперника. Критика Коперником физики Аристотеля.

7. Естественнонаучная программа Нового времени (часть I). Идеи Николая Кузанского в концепции Галилео Галилея. Формирование классической естественнонаучной программы. Теория движения Галилея.

8. Естественнонаучная программа Нового времени (часть II). Рационализм Рене Декарта. Картезианская теория движения. Фрэнсис Бэкон и индуктивный метод. Техника как идеал для науки. Обзор атомистических идей в XVII – XVIII вв. и их влияние на развитие естественных наук.

9. Естественнонаучная программа Нового времени (часть III). Абсолютное пространство и истинное движение в концепции Исаака Ньютона. Философско-богословская подоплека ньютоновской теории тяготения. Проблема континуума и специфика научной программы Готфрида Лейбница.

10. Естествознание и высшее образование. Влияние идей Просвещения на развитие естественных наук. Феномен классического университета. Современный массовый университет. Кризис идеи университета в XXI веке.

11. Естественнонаучная программа Новейшего времени. Попытки построения единой картины мира на основе естественнонаучных представлений в XIX веке. Несоответствие выводов классической физики эксперименту. Создание неклассической физики. Концепции пространства и времени в работах Э.Маха и А.Пуанкаре.

12. Проблема «конца науки» в трудах философов и физиков XX века. Нерешенные задачи современной физики. Концепция Б.Латура и научная лаборатория XXI века.