ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Brian Grim

30 апреля 2014 года в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» состоялся исследовательский семинар, организуемый Общецерковной аспирантурой и докторантурой Русской Православной Церкви и кафедрой теологии НИЯУ МИФИ в рамках проекта «Религия, наука и общество» при поддержке Фонда Джона Темплтона. 

Семинар открыл Ректор НИЯУ МИФИ Стриханов М.Н. С приветственным словом к участникам также обратился заместитель заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ иером. Родион (Ларионов).

Исследовательский семинар был посвящён анализу факторов, влияющих на рост роли религии в обществе,  ограничений религиозных свобод, особенностям конфессионального понимания религиозной свободы, а также прагматическому подходу к пониманию религии и свободы вероисповедания. 

В первой части семинара проф. Грим представил статистические данные по распространению религий в мире, указал  на связь уровня религиозной свободы с политическим и экономическим развитием стран. По данным профессора Грима, 84% из живущих на Земле, ассоциируют себя с религиозными группами. Т.е., это 5,8 млрд. из 6,9 млрд. жителей планеты.  В то же время, данные показывают, что доля стран с возрастающей долей религиозности связана с политическими и социальными потрясениями. Так, наибольший прирост (33%) приходится на 2012 год  - 198 стран с высоким или очень высоким уровнем социальных/военных проблем. Для сравнения: 29% в 2011 и 20% по состоянию на середину 2007 года. Во время дискуссии участники обсудили различие понятий религиозной идентичности, религиозного национализма и религиозности, а также прояснили, почему неправильно приравнивать консервативную религиозность к религиозному экстремизму.

Во второй части семинара проф. Грим и участники обсудили возможные мотивы светской власти для ограничения религиозной свободы, точки  соприкосновения светского и конфессионального понимания религиозной свободы. Несмотря на то, что национальные светские формулировки религиозной свободы соотносятся с принятыми международными терминами правовой защиты свободы религии или убеждений, воплощенных в нескольких международных правовых документах, а также национальных конституциях и законах, существует проблема давления секуляризма и секулярного подхода к правам групп верующих, и это, по-мнению профессора Грима, происходит практически повсеместно.  В некоторых странах – религия привилегированна (Великобритания), в некоторых отделена от государства (США), есть модели, стремящиеся удалить её максимально из светской сферы (Франция и Турция). Конфессиональные организации включаются в деятельность по защите своих интересов, примеры того демонстрируют документы римо-католической Церкви, Русской Православной Церкви, Организация исламского сотрудничества (ОИС). 

В третьей части семинара проф. Грим обратился к прагматическому подходу к пониманию религии и свободы вероисповедания. Существующая Теория прагматического понимания религии имеет свой  подход к изучению религии, общества и политики. Она трактует отсутствие религиозной свободы, как повод к возникновению конфликтов и насилия.  Новое направление в этой области в настоящее время сконцентрировано на том, как религиозная свобода относится к целому ряду социальных и экономических явлений. Участники обсудили, как изучение религии и её сильных и слабых сторон может быть использовано в качестве инструментов развития  религиозной экономической теории, а также имеет ли религиозная свобода причинно-следственную связь с социально-экономической деятельностью, и какие последствия это имеет для политики, социальных институтов и программ.

В семинаре приняли участие члены исследовательской группы проекта из России, Беларуси и Украины.