ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

b_300х_300х_16777215_00_images_2016_november_01_IMG_7685.jpg2-3 ноября 2016 года в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» состоялась международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки в высшей школе: теория, практика, внедрение». Ведущие отечественные и мировые эксперты в области внедрения гуманитарного знания обсудили проблемы развития религиозного образования в высшей и средней школе в России, Европе и странах постсоветского пространства.

Член-корреспондент РАН, профессор П.Ю. Уваров представил участникам конференции результаты многолетнего проекта «Религиозное образование в России и в Европе в Новое и Новейшее время», проводившегося Институтом всеобщей истории РАН совместно с отечественными и зарубежными исследовательскими центрами. «Наше исследование позволяет синхронизировать процессы, которые обычно рассматриваются для каждой конфессии отдельно», - отметил докладчик. «В XVII-XVIII вв. во многих европейских странах, и католических, и протестантских, именно приход становится базовым центром религиозного образования. При этом часто совмещаются идеи общественной пользы и религиозного образования. В это время усиливается конкуренция между образовательными конгрегациями. Очень важен плюрализм и факультативность образования, взаимодействие конкурирующих моделей в рамках одного вероисповедания, - уточнил П.Ю. Уваров. - Очень часто импульсы образовательных моделей исходили из среды религиозных меньшинств, лишенных административного ресурса. Опираясь только на собственные силы, они разрабатывали системы религиозного образования, оказавшие революционное воздействие на образовательную систему».

Первый заместитель директора ЦФИ НИЦ «Курчатовский институт» В.И. Шевченко выступил с докладом «Гуманитарные аспекты меганауки на примере Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН)». По мнению В.И. Шевченко, «наука — часть культуры, тесно связанная с идеями закона, порядка и гармонии». Докладчик напомнил о «больших проектах» человечества таких, как египетские пирамиды, Китайская стена, Версаль, корона Российской империи, созданных нашими предшественниками далеко не в утилитарных целях. Среди современных научных мегапроектов — адронный коллайдер и другие разработки Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), в которых принимают участие представители 22 стран, в том числе Россия, в частности, специалисты НИЯУ МИФИ. Миссия ЦЕРН - исследование, образование, инновации. Как одна из крупнейших научных лабораторий она решает вопрос организации совместной работы тысяч людей разных культур на протяжении десятков лет благодаря кодексу поведения. Среди основных ценностей организации — честность и ответственность. Помимо научной деятельности ЦЕРН проводит программы подготовки учителей и принимает 120 тыс. посетителей в год.

Открывая круглый стол «Стратегии преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах: выбор оптимального пути» проректор по учебно-методической работе НИЯУ МИФИ, профессор Е.Б. Весна подчеркнула актуальность внедрения гуманитарных модулей в технических вузах и пригласила экспертов к дискуссии.

Автор спецкурсов «Новейшая история религий» и «Религия в социо-культурном измерении» кафедры теологии НИЯУ МИФИ доцент А.Л. Беглов представил собравшимся проект «Гуманитарные дисциплины для технических университетов», в котором учитывается практика университетов Европы и США. В частности, в США студенты обязаны осваивать инодисциплинарный курс на уровне бакалавриата. В качестве примера А.Л. Беглов привел Программу академического письма в Массачусетском технологическом университете (MIT), пользующуюся популярностью.

Доцент кафедры теологии НИЯУ МИФИ протоиерей Владимир Шмалий провел круглый стол «Теология как академическая дисциплина в высшей школе». «Теология как светская дисциплина - новое явление для современной России. Богословских университетов и кафедр теологии в университетах в России до недавнего времени не было, - отметил ведущий. - Все богословие было сконцентрировано в духовных школах, академиях и семинариях». Участники круглого стола обсудили, какое место теология как академическая дисциплина может и должна занимать в пространстве высшего образования. С какими проблемами теология сталкивалась и сталкивается в России и зарубежом, и каковы перспективы развития этого научного направления. Своим опытом преподавания теологии поделились профессор Грегорианского университета в Риме Марок Инглот и ректор колледжа Игнатианум в Кракове Вит Пасирбек.

Во второй день работы конференции, 3 ноября, с докладом «Проблемы гуманизации и гуманитаризации студентов технических вузов» выступила профессор философского факультета МГУ С.В. Девятова, напомнившая, что «основные задачи системы образования заключаются в том, чтобы развить мышление человека, развить эмоциональное восприятие действительности, помочь выработать систему ценностей, целостный взгляд на мир». «Гуманитаризация образования предполагает, прежде всего, знания о человеке, обществе, культуре, об отношении человека к природе», - пояснила С. Девятова. Общество испытывает потребность не только в образованных людях, но и в гуманных. Малокультурный человек опасен, предостерегла докладчик. По ее мнению, гуманитаризация обязательно должна проходить вместе с гуманизацией.

И.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Д.В. Фомин-Нилов представил участникам конференции учебник «История и культура религий России», изданный совместно с кафедрой теологии НИЯУ МИФИ. Пособие прошло апробацию в рамках проекта кафедры теологии НИЯУ МИФИ по созданию инновационных гуманитарных курсов для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. В презентации также приняли участие декан факультета управления НИЯУ МИФИ А.В. Путилов и и.о. директор Института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ Д.А. Самарченко.

Затем профессор Института всеобщей истории РАН Е.С. Токарева рассказала об издательской программе международного проекта «Религиозное образование в России и в Европе в Новое и Новейшее время», вышедших сборниках конференций и учебных пособиях и презентовала одноименный сайт RELIGEDU.RU.

Подводя итоги работы конференции, иеромонах Родион (Ларионов) рассказал о том, как разрабатывались гуманитарные модули для студентов кафедры теологии НИЯУ МИФИ. В рамках проекта изучались отечественные и зарубежные практики и стратегии, которые обсуждались со специалистами из МГУ, ИВИ РАН, ГАУГН, РГГУ, РХГА, а также из Массачусетского технологичексого университета (США), Гарвардского университета (США), Государственного университета Пенсильвании (США), университетов Мюнстера (Германия), Регенсбурга (Германия), Инсбрука (Австрия), Европейского гуманитарного университета (Литва) и др. Был разработан блок гуманитарных дисциплин, нацеленный на концепцию «Since writing», направленный на расширение культурных горизонтов, становление личности, развитие навыков мышления. Сотрудниками кафедры преподаются авторские курсы для студентов и аспирантов («Русский язык. Академическое письмо», «История. История Российской науки. Русская наука в истории Отечества», «Социология. Исследовательская парадигма в социальных науках», «Научные программы Новейшего времени», «Религиозный факто в социальных и политических процессах» и др.).

Организаторами международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в высшей школе: теория, практика, внедрение» выступили НИЯУ МИФИ, ИВИ РАН, Государственный академический университет гуманитарных наук, Папский Грегорианский университет (Ватикан), Университет Валле д'Аоста (Италия).