ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

b_300х_300х_16777215_00_images_2016_march_blog_erc_stoeckl.jpg4 марта 2016 года в рамках реализации проекта по созданию инновационных учебных курсов гуманитарной направленности для студентов естественно-научных специальностей, который осуществляется под эгидой Центра гуманитарных наук и технологий и кафедры теологии НИЯУ МИФИ, в ядерном университете с лекцией выступила приглашенный профессор из Университета Инсбрука (Австрия), политолог Кристина Штёкль.

Лекция на тему «Постсекулярный либерализм и традиционные религии» прошла в Музее истории Московского инженерно-физического института в рамках учебного модуля «Религия в международно-политическом измерении».

Профессор напомнила студентам про «дело Лаутси» (ноябрь, 2009 г.), когда финская гражданка, проживающая в Италии, пожаловалась в Европейский суд по правам человека на наличие распятия в классах школы, куда ходили ее дети, что, по ее мнению, нарушало их право на свободу совести. Истица утверждала, то в соответствии с принципом светского государства, заявленным Конституционным судом Италии в 1989 г., на территории государственных школ не должно быть никаких религиозных символов. Это дело, свидетельствующее о столкновении традиционной культуры и секулярного взгляда, широко обсуждалось в европейском обществе. К. Штёкль предложила студентам задуматься о месте традиционной религии в современном демократическом государстве.

В частности, она привела мнение современного американского социолога Питера Бергера: мир, несмотря на процесс секуляризации, остался «таким же яростно религиозным, каким был всегда». Также, по замечанию и Юргена Хабермса, «равенство публичного диалога оказывается под угрозой, когда секулярный публичный дискурс не позволяет религиозным гражданам добиться того, чтобы их голоса были услышаны». Демократия должна относиться к религиозным и нерелигиозным гражданам одинаково. «Мы живем в мире, где религиозные традиции большинства продолжают занимать особое место в общественной сфере своих стран и где культура большинства формируется под влиянием специфической религиозной истории», – отмечает лектор.

Отвечая на вопрос студентов о роли религии в современном мире, К. Штёкль отметила, что необходимо учитывать позиции как верующих (представителями всех религий), так и неверующих во избежание конфликтов. И поиск сбалансированных компромиссов является нелегкой задачей современного постсекулярного общества.

***

Кристина Штёкль – профессор Университета Инсбрука (Австрия), член исследовательской платформы «Религия и преобразование в современном обществе» (Университет Вены). Сотрудничает с Департаментом международных отношений Центрального европейского университета Будапешта. Основатель в 2010 году Центра изучения и документирования религий и политических институтов в пост-секулярном обществе в Университете Рима. Автор учебных курсов: «Введение в политическую теорию», «Пост-секуляризм и политическая философия», «Политика религии в Европейском Союзе», «Политика религии в Австрии», «Религия и культура как источник конфликтов в Европе».