ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

В начале октября 2013 г. в Гордон колледже (США, штат Массачусетс) состоялись Херманновские лекции, посвященные теме «Вера и наука». Лекции читал Оуэн Гиндерих, почетный профессор астрономии и истории наук Гарвардского университета, ранее работавший старшим астроном в Смитсоновсой астрофизической обсерватории. 

   

Темплтоновский отчет

Где встречаются религия и наука?

 Когда поднимается вопрос взаимоотношения религии и науки, то достаточно обычное и даже авторитетное мировоззрение – что эти области по своей сути несовместимы. В Америке такое мировоззрение сложилось во многом благодаря   палеонтологу Стивену Джей Гулду. Но мы должны задать себе вопрос, насколько такая оценка объективна? 

Бывший коллега С. Гулда, почетный профессор истории науки Гарвардского университета Оуэн Гиндерих поднял этот вопрос на Херманновских лекциях в Гордон колледже (США, штат Массачусетс), посвященных теме «Вера и наука» и прошедших в начале октября 2013 года. 

«Наука сама по себе гораздо чаще сплетается с гуманистическими или богословскими взглядами, чем мы можем себе ожидать» – настаивал на лекции проф. Оуэн Гиндерих.  И для подтверждения этой точки зрения обратил внимание на деятельность трех «гигантов» от науки – Николая Коперника, Чарльза Дарвина и Фреда Хойла, каждому их которых была посвящена отдельная лекция.

На первой лекции проф. Гиндерих обратился к личности Николая Коперника, а точнее, к его монументальному труду «О вращении небесных сфер». Потребовалось около 150 лет для того, чтобы образованные люди признали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.  «Почему?» –спрашивает проф. Гиндерих. 

Например, Артур Кестлер в своем бестселлере 1959 года «Лунатики» предполагает, что произведение Коперника просто не знали. Но проф. Гиндерих доказывает ошибочность такого предположения. Он изучил около 600 источников и сделал вывод, что «каждый астроном, серьезно занимавшийся своим предметом, вероятно читал копию ”О вращении небесных тел”».

Во второй половине XVI в. датский астроном Тихо Браге предложил более откровенное объяснение непопулярности труда Коперника. По его мнению, последний нарушил своей теорией представление человечества о месте рая во вселенной. Таким образом, причиной конфликта стали человеческие и религиозные интересы. Произошло прямое пересечение научной и религиозной областей.

На второй лекции проф. Гиндерих говорил о Чарльзе Дарвине и его эволюционной теории. Проф. Гиндерих замечает, что 4 из 10 американцев отвергают эволюцию из-за ее атеистического фона. Мозг человека и животного похож  по своему устройству. Но ведь присутствует и несомненное различие, засвидетельствованное в возможности трансформации и развитии культуры и языка у человека.  И здесь, по мнению проф. Гиндериха «захватывающий вопрос, когда и как мы стали людьми неминуемо ведет к пересечению религиозного и научного знания». И, наконец, третья лекция была посвящена личности астронома Фреда Хойла и его теории о «тонкой настройке вселенной».

Хойл был атеистом, но достаточно честным, чтобы признать, что появление вселенной, скорее всего, имело свою цель. Наука обычно всегда готова ответить на вопрос «как?», но Хойл больше интересуется вопросом «зачем?». И именно в области «зачем» опять происходит встреча двух направлений мысли. 

Из всего перечисленного Гиндерих заключает, что наука и религия встречаются гораздо чаще, чем об этом принято говорить в научно-популярных произведениях. История демонстрирует, что идея о невозможности взаимодействия науки и религии может быть легко опровергнута, что только открывает двери для будущих исследований.

 

 

 

 

 

 

Кафедра теологии НИЯУ МИФИ по материалам сайта John Templeton Foundation