ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?
Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.
Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?
Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.
Выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920–1950-е годы»
3 сентября 2015 года в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители состоялась презентация выставки «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920–1950-е годы». Кураторы экспозиции: кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры теологии НИЯУ МИФИ А.Л. Беглов и директор Научно-издательского центра «Индрик» К.А. Вах.
Выставка впервые открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря. В 1920–1930-х годы обитель была одним из известнейших духовных центров Москвы. Здесь несли свое служение старцы Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, перебравшиеся в Москву после закрытия своей обители – известного в начале ХХ века центра духовного руководства, старчества. Под руководством настоятеля Петровского монастыря епископа (позднее – архиепископа) Варфоломея (Ремова; 1888–1935) здесь было воссоздано зосимовское богослужение, прививалось старческое делание. Во второй половине 1920-х гг. здесь возникли тайные монашеские общины, состоявшие из юношей и девушек, которые стремились к особенно интенсивной духовной жизни. Сменив лесную пустынь на духовную пустыню столицы богоборческого государства, зосимовцы считали, что, несмотря на жесточайшие гонения, монашество не должно угаснуть. Свои главные усилия они направили именно на поддержание традиции духовной жизни. Молитва, исповедание помыслов учеником и подвиг внутреннего послушания — вот основа монашества, которую они во что бы то ни стало стремились сохранить.
Молодые тайные монахи и монахини оставались на своей мирской, «советской» работе или учебе, что входило в их монашеское послушание, и одновременно под руководством старцев постигали основы духовной жизни. Общая численность тайных постриженников петровских отцов достигала 200 человек. Это была самая крупная из известных нам тайных монашеских общин. Характерно, что в годы церковных разделений петровские отцы и их ученики сохраняли послушание Московскому патриаршему престолу и не поддерживали никакие оппозиционные течения. Непосредственно в Высоко-Петровском монастыре братия оставалась до 1929 г., когда последний храм монастыря был закрыт. После этого зосимовцы перебрались в храм преп. Сергия на Большой Дмитровке (ныне не существует), где находились до осени 1933 г. Их последним пристанищем стал храм Рождества Богородицы в Путинках, в котором они оставались до арестов 1935 г. Зимой и весной 1935 г. большая часть духовников Петровского монастыря и часть их тайных постриженников были арестованы и затем погибли в заключении. Но созданные ими общины продолжали существовать еще более 20 лет. При этом духовные дети высоко-петровских наставников сохранили значительное число фотографий и документов того времени, оставили нам воспоминания о своих духовных отцах. Благодаря их свидетельству четверо из них сегодня прославлены Русской Православной Церковью как новомученики Российские.
На выставке представлены более 70 фотографий, подлинных вещей и документов. Экспозиция состоит из нескольких разделов. Она открывается кратким рассказом о духовной родине петровских отцов – Смоленской Зосимовой пустыни. Шесть персональных стендов рассказывают о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиеп. Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике прпмч. Игнатии (Лебедеве; 1884–1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 – не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889–1937) и Зосиме (Нилове; 1898–1939), представителе молодого поколения иноков прпмч. Феодоре (Богоявленском; 1905–1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959).
Четыре тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков; о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и об их духовных детях – бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Изюминкой экспозиции является инсталляция интерьера скита во имя иконы Божией Матери "Знамение", который был основан в 1927 г. архим. Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26 и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины. В рамках экспозиции демонстрируется специально снятый для выставки документальный фильм, в котором использованы фрагменты интервью члена этой общины схимонахини Игнатии (Пузик; 1903–2004).
На выставке представлены фотографии, вещи и документы из собраний:
А.Л. Беглова, Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», Т.И. Плетневой, храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище.
Реставрация фотографий и медиа-сопровождение выставки выполнены В.В. Асмирко.
Видео-экскурсия доступна в сети Интернет по адресу: https://youtu.be/CSArV1Dz2dA
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
Никто не знал, что они – монахи
Интервью куратора выставки кандидата исторических наук,
старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН,
доцента МИФИ Алексея Львовича Беглова