ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

1 28 февраля в рамках сотрудничества кафедры теологии НИЯУ МИФИ и Центра Истории Религии ИВИ РАН состоялся международный коллоквиум «Государство и религиозные сообщества в странах Европейского Союза и США: опыт сравнительного анализа».

На коллоквиуме выступили Томас Бремер – профессор Института экуменической теологии в Университете Мюнстера (Германия), профессор кафедры теологии НИЯУ МИФИ и Надежда Киценко — американский историк, заведующая кафедрой Истории Университета в Олбани (США), профессор кафедры теологии НИЯУ МИФИ. Коллоквиум модерировала старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви ИВИ РАН доцент НИЯУ МИФИ Надежда Белякова.

Томас Бремер и Надежда Киценко рассмотрели разницу между европейскими и американскими моделями церковно-государственных отношений, а также проанализировали конкретные примеры и казусы развития отношений между государственными и религиозными институтами.

По мнению профессора Бремера, говоря о церковно-государственных отношениях в странах Европы и США, важно выделить два фактора. Первое – это отсутствие единой формы церковно-государственных отношений в странах Евросоюза. В Европе присутствуют разные модели – от государственных церквей (Англия, Финляндия), взаимного сотрудничества (Германия и Австрия) до полного отделения церкви от государства (Франция). Второе – гораздо большее доверие граждан к государству, чем в США. Это касается ежедневной жизни людей; государство в принципе воспринимается гражданами положительно. Церкви и религиозные сообщества не смотрят на государство как на врага, а, скорее, рассчитывают на помощь и поддержку с его стороны.  

Соединённые Штаты Америки всегда были и остаются страной, где религия играет важнейшую роль. Одновременно в Штатах отделение церкви от государства закреплено законодательно. Первая поправка к Конституции гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной». Эта поправка – часть Билля о правах; она была принята в 1791 году. Профессор Н. Киценко отметила, что «в основе отделения церкви от государства лежит историческая необходимость защищать церковь от государства», так как первые американцы в большинстве своём принадлежали к протестантским группировкам, преследуемым государственными властями старой Европы и церквами, имевшим статус официальных или государственных. Идея первой поправки к конституции заключается в том, чтобы религию, как важный компонент американской демократии, защитить от государства. Историк подчеркнула, что «разделение церкви и государства, изначально было утверждено на федеральном уровне, однако отдельные штаты имели свои государственные религии». Сегодня США называют себя страной, в которой религиозные общины отделены от государства; в действительности же Верховному суду и по сей день приходится решать споры о вмешательстве государства в религию. Определение границ между религиозным и секулярным /гражданским пространством происходит в США и сегодня, что было показано на примере запрета на молитву в государственных школах и дискуссиях об абортах.

После краткого очерка общих тенденций в США и ЕС докладчики подробно рассказали о месте религии в государственной системе образования в Германии и США, церковном финансировании и налоговой системе, об отношении церквей к государственным законам, противоречащим религиозным нормам и убеждениям. В ходе дискуссии были подняты злободневные вопросы о том, кто и как определяет понятие религиозное общество/церковь, где проходят границы свободы совести и законопослушности отдельного гражданина, могут ли церковные власти высказывать свое мнение в качестве духовных авторитетов относительно принимаемых государством законов.

Посмотреть материалы основной части коллоквиума можно по ссылке: https://youtu.be/yxDqpxBndLo