ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Люди каких конфессий могут приходить на лекции?

Ответ: Любых. Конфессиональные ограничения отсутствуют.

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

b_300х_300х_16777215_00_images_2016_may_Paul.jpg20 мая 2016 г. в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в рамках методологического семинара «Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах» выступил профессор Колби Колледжа (США) Пол Джозефсон.

 

В СССР еще в 1930-е годы была создана междисциплинарная исследовательская программа на стыке естественных, гуманитарных наук и философии. Эта программа разрабатывалась в научно-исследовательской структуре, которая сейчас называется Институт истории науки и техники РАН. Между тем в США интерес к проблеме взаимодействия естественных и гуманитарных наук возникает в конце 1970-х и начале 1980-х годов. Ведущие технические вузы — Массачусетский технологический институт, Калифорнийский технологический институт и Политехнический университет Вирджинии — начинают разрабатывать общественные и гуманитарные направления, обращая особое внимание на историю науки. Сегодня многие университеты мира предлагают программы на стыке науки, техники и гуманитарных наук. Они основаны на предположении, что специалисты-гуманитарии имеют возможность, а возможно, и обязанность комплексно рассмотреть место науки и техники в современном мире и в истории человечества. Исходя из этого положения, обучение инженеров и других специалистов точных наук включает введение их в контекст социальных, культурных и философских аспектов деятельности, предполагает погружение в вопросы философии, теории познания, этики, истории и культуры.

Профессор Джозефсон в своем докладе в рамках семинара поставил задачу ввести в исторический контекст проблему взаимоотношения гуманитарных и естественно-технических дисциплин в современном мире.

В докладе были рассмотрены конкретные исторические кейсы:

• тесная взаимосвязь между гуманитарным и научным знанием от эпохи Возрождения и работ Леонардо да Винчи;

• социальный контекст возникновения академии Лондонского королевского общества, Парижской Академии наук и Российской академии наук;

• Борис Гессен и "экстернализм" в истории науки (1931);

• Томас Кун о характере открытия: Структура научных революций (1962).

***

Профессор русской и советской истории колледжа Колби в г. Вотервиль, штат Мэн, США. Лауреат премии Американской ассоциации содействия развитию славистики. Специалист в области русской и советской истории, истории науки и технологии ХХ в., науковедения. Этими научными направлениями Пол Джозефсон первоначально заинтересовался благодаря изучению советской философии науки, диалектического материализма и его влияния на развитие теории относительности и квантовой механики в Советском Союзе. Его первая книга была посвящена культурно-политической истории Ленинградского физического общества с 1900 по 1940 гг. Сравнительное исследование судеб ученых под властью Гитлера и Сталина позволило ему написать краткое учебное пособие по истории тоталитарной науки и техники. Он является автором ряда других книг по различным аспектам современной науки и техники. Его наиболее известная книга «Красный атом» посвящена мирным ядерным программам Советского Союза: мобильным (летающим и плавающим) и стационарным реакторам, программе облучения пищевых продуктов и др.