ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Грегори Фриз16 февраля 2016 года в конференц-зале Музея Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» выступил с лекциями профессор Брандейского университета (США), научный сотрудник Центра Российских исследований Дэвиса в Гарвардском университете Грегори Фриз. Встреча состоялась в рамках реализации проекта по созданию инновационных учебных курсов гуманитарной направленности для студентов естественно-научных специальностей, который осуществляется под эгидой Центра гуманитарных наук и технологий и кафедры теологии НИЯУ МИФИ.

Со вступительным словом к студентам и сотрудникам обратился доцент университета, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов, преподающий в НИЯУ МИФИ курс «Религиозный фактор в социо-культурном измерении». Он пояснил, что предлагаемый курс состоит из лекций разных профессоров мирового уровня, которые специально для студентов-естественников, студентов-физиков постараются показать значимость религиозного фактора в жизни современного общества.

«Грегори Фриз для нас (тех, кто занимается историей Русской Церкви) – фигура совершенно легендарная, живой классик, – подчеркнул А.Л. Беглов. – Представьте себе, что в начале 1970-х годов Грегори Фриз, будучи студентом, а затем аспирантом, начал заниматься историей русской религиозности, в частности, историей русского духовенства. Его взгляд на эту проблему был совершенно революционный, потому что, как правило, Русскую Церковь как в отечественной, так и в зарубежной историографии тогда описывали в контексте политической истории. Например, по поводу Церкви в дореволюционной России, марксисты писали, что она была частью эксплуататорского класса, «служанкой» царизма, и в какой-то степени в том же ключе ее представляли западные историки. Грегори Фриз впервые начал описывать историю Церкви, верующих и духовенства, как часть истории общества, как историю тех общественных, социальных процессов, в которые вовлечены рядовые люди, все мы. А ведь социальная история, которая теперь является признанным исследовательским направлением, тогда только зарождалась. Грегори Фриз не только взял на вооружение методы социальной истории, но и применил их к совершенно новому материалу, описывающему историю Церкви и верующих».

«Труды профессора Фриза (первая его книга вышла в 1973 году) составляют повествование об истории России и русской Церкви, увиденных со стороны народа, – отметил А.Л. Беглов. – Одна из первых его монографий была посвящена XVIII веку; классическая работа рассказывает о жизни духовенства в XIX веке, и сегодня профессор работает над проблемами истории верующих в ранний советский период. Всё вместе это охватывает очень протяженный период нашей истории».

В первой лекции «Церковно-государственные отношения в пореформенной России: динамика растущего конфликта» профессор Фриз поставил перед собой задачу ответить на вопрос, как случилось, что в канун февраля 1917 года подавляющее большинство иерархов Русской Церкви оказалось критически настроено по отношению к царскому режиму. Профессор Фриз выделил ряд узловых проблем, вставших перед Россией и Русской Церковью с середины XIX века. Разрешать эти проблемы империя и Церковь предполагали по-разному. Это в свою очередь все более углубляло расхождения между ними и, в конце концов, сделало разрыв необратимым. К этим проблемам, по мнению лектора, относились: роль обер-прокуроров Святейшего Синода и шире – светской бюрократии в управлении Церковью; все большее расширение веротерпимости, в том числе по отношению к старообрядцам; вопрос о церковном браке и разводе; об отношении к участию Церкви в школьном образовании; об отношении ко все более секуляризирующейся современной культуре; об отношении к канонизации святых; к реформе православного прихода; к улучшению быта духовенства.

На второй лекции «Статистика и Церковь: просопография духовенства в дореволюционной России» Грегори Фриз на основе обширных и часто уникальных статистических данных показал, как менялся количественный и качественный состав духовного сословия в дореволюционный период. Речь при этом шла от всех стратах русского духовенства: о епископате, монашестве и приходском духовенстве. Лектор привел интересные сравнительные данные по европейским странам, прежде всего по Франции и Германии. В частности, профессор Фриз показал, что уровень образования духовного сословия в России увеличивался в течение XIX века, но после 1880 года начал необратимо снижаться. Он проиллюстрировал на ярких примерах процессы окрестьянивания и феминизации монашества. Многие из этих процессов были общими для всех христианских стран, но была у России и своя специфика. Так, если во Франции и Германии приходское духовенство к началу ХХ века активно демократизировалось, включая все больше представителей непривилегированных слоев населения, то в России оно сохранило ярко выраженный сословный характер, что вело к обособленности пастырей от их паствы.

По окончании лекций профессор Фриз ответил на вопросы слушателей. В частности, отвечая на вопрос о его мнении о современной религиозной ситуации в России, он подчеркнул, что Русская Церковь сталкивается с теми же проблемами, что и традиционные религиозные институты во всем мире, и главная из этих проблем – это не секуляризация как таковая, а проблема «расцерковления» верующих, разрыва связи между верующими и религиозными, церковными институтами. Поэтому главное, по его мнению, – это «наладить связь Церкви с верующими», для чего необходимо реализовывать социальные программы, демонстрировать то, что Церковь может дать для этого мира.

Следующие две лекции профессора запланированы на 19 февраля.