ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Ваша кафедра готовит священнослужителей, и для кого?

Ответ: Нет. Священнослужителей кафедра не готовит. Кафедра теологии является междисциплинарной. На ней читается несколько общегуманитарных курсов. Их посещение происходит по выбору студентов.

Вопрос: Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, являются ли занятия на вашей кафедре обязательными для посещения?

Ответ: Нет. Они факультативны и являются спецкурсами по выбору. Естественно, если Вы выбираете их, то конечные формы контроля по итогам спецкурса присутствуют.

b_300х_300х_16777215_00_images_2015_10_oct_shloss.jpg24 апреля 2015 года в НИЯУ МИФИ прошла открытая лекция на тему «The question of «intelligent design» in nature» («Вопрос «разумного замысла» в природе») известного биолога, профессора Уэстмонт Колледжа, Джеффри Шлосса.

В начале лекции профессор Шлосс предложил понять, является ли научным вопрос наличия разумного замысла. Для лучшего понимания он обратился к четырём началам (причинам) Аристотеля, откуда перешёл к понятию первопричины (перводвигателя) и привёл пример: чаепитие является результатом взаимодействия горячей воды и чая, или результатом желания двух разумных существ выпить чаю? Порассуждав об этом, он перечислил примеры научной деятельности, которые направлены на выявление разумного замысла. Таковыми оказались археология, криптография (поскольку занимается определением различий между случайным набором символов и упорядоченными последовательностями) и проект SETI (Search ExtraTerrestrial Intelligence).

Следующей темой для обсуждения стал вопрос возможности рационального определения наличия разумного замысла. Некоторые считают, что это возможно, и предлагают так называемый «объясняющий фильтр» (explanatory filter): чтобы понять, является ли существование некоторого объекта результатом действия разумного замысла, необходимо проверить ряд условий. Работает такой фильтр просто: если существование объекта нельзя объяснить с точки зрения законов природы или как результат действия случайных сил, то, скорее всего, некоторое разумное существо запланировало и создало этот объект. У этого подхода есть как минимум два слабых места. Во-первых, данный метод не фальсифицируем (что противоречит критерию фальсифицируемости), во-вторых, отсутствие объясняющих наличие объекта законов не означает, что этих законов в принципе не существует – они могут быть ещё не открыты.

Далее профессор Шлосс предложил несколько путей, которые могут указывать на наличие разумного замысла: понимание законов природы, их специфичности и границ применимости и понимание недостаточности существующих законов для описания всех происходящих процессов. Также он обозначил слабые места обоих путей. В конце лекции профессор ответил на вопросы студентов.